М16

Feb. 3rd, 2018 03:55 pm
mr_aug: (Default)
[personal profile] mr_aug
[livejournal.com profile] dannallar переводит у себя книгу Чиверса "Оружие", конкретно главу 7, посвященную истории американской винтовки М16. В сегодняшнем переводе прочитал такое, что волосы встали дыбом.

1) В мае Ральф Маршалл, юрист, работающий в подкомитете, посетил военно-морской госпиталь Великих Озер в Иллинойсе, что бы взять интервью у раненых Джи Ай. Маршал нашел двадцати двух морских пехотинцев, которые сражались с М-16 во Вьетнаме. Одиннадцать столкнулись с заклиниванием. Некоторые из отчетов были шокирующими. «В отделении заклинило все 14 винтовок – в другом патруле заклинило 9», писал он. «Некоторые из морпехов просили вернуть им их винтовки М-14 вместо недавно выданных М-16, так как они утратили доверие к М-16».

2) Один младший капрал морской пехоты отметил что «каждый рядовой через сержанта, использующий винтовку, скажет вам, что ловит клин через каждые два магазина в режиме автоматического огня и через каждые 3 или 4 магазина в полуавтоматическом». Что это значило в бою, было продемонстрировано на последних минутах жизни младшего капрала Дэвида С. Бори, морпеха из Массачусетса, попавшего в роту «Браво», первого батальона первого полка морской пехоты. Один морпех отправил письмо домой с описанием перестрелки, вспыхнувшей после того, как его подразделение перебросили по воздуху под Да Нанг и было поймано на открытом месте при пересечении рисовой чеки на следующий день. «Вот что произошло», писал он:

«Как ты и говорил, пап, мы все жалуемся на М-16. Когда она работает, вы непобедимы, но клинит она чертовски легко. Все что мы имели для прикрытия. была 5-дюймовая перемычка. Там был постоянный поток свинца, снова и снова и мы начали ловить клины слева и справа. И когда они клинят, единственное что вы можете сделать, это загнать шомпол в ствол и выбить пустую гильзу. У Бори был единственный шомпол и он бегал вверх и вниз по линии, пробивая стволы. Я знал, что должно было случиться и думаю, что он тоже. Человеку нужен был шомпол и Дейв вскочил и побежал к нему. Как только он встал, пуля попала ему в ногу. Он был в десяти футах передо мной и он позвал меня и сказал – Эй, Берти, я ранен. Он не мог там лежать – пули взбивали грязь вокруг него. Он должен был вернуться за насыпь. Я велел ему вставать и бежать и я открыл беглый огонь в линию деревьев, где были вьетконговцы. У меня было три магазина и я выпустил 60 патронов прикрывая его, но когда он бежал, чертова вьетконговская пуля попала ему в спину».

3) В поле, рядом с Ап Си Куан, рядовой первого класса Николсон возился со своей заклинившей винтовкой. Он выдал свою позицию выстрелом. Пули взметывали рядом траву. Он был в ужасе и ярости. Достав гранату, он выдернул чеку и бросил ее как можно дальше в сторону деревьев, надеясь, что взрыв отвлечет внимание вражеских солдат. После взрыва, он отомкнул магазин у винтовки и оттянув ручку перезарядки, заглянул внутрь патронника. Там застряла пустая гильза. Он снова выругался и потянулся за своим шомполом, который держал примотанным к винтовке. Вокруг был хаос. Первый взвод залег. Николсон вставил шомпол в дуло и выбил пустую гильзу. Он вставил магазин на место и дослал второй патрон. Он огляделся, готовясь открыть огонь и обнаружил северо-вьетнамского солдата у линии деревьев. Человек лежал на животе и стрелял по взводу. Николсон навел свою М-16 и снова нажал на спусковой крючок; ведя автоматический огонь он надеялся несколько раз поразить мужчину. Первой пулей он попал солдату в ногу. Он видел, как тот откатился в кусты с глаз долой.
Но Николсон не смог прикончить его. Его винтовку снова заклинило. Он потянулся за другой гранатой.
Вверх и вниз по цепи рассыпавшегося взвода винтовки морских пехотинцев замолкали. Несколько морпехов послали приказы Корпуса морской пехоты и сумели добыть М-14. Эти бойцы смогли прикрыть остальных, но не могли обеспечить плотность огня, что бы прижать НВА. Старший сержант Элрод связался с командиром роты и сообщил ему, что его взвод понес потери и остановлен. Он запросил авиаудар по деревне. Морпехи первого взвода отступили, отставляя дистанцию между ними и Ап Си Куан. Примерно двадцать солдат НВА с автоматами Калашникова заставили отступить роту Корпуса морской пехоты. Два вертолета попытались совершить посадку, один – эвакуировать раненых морпехов, второй доставить боеприпасы. Оба оказались под огнем из деревни и зарослей. Когда они приземлялись, из деревьев вылетели РПГ и взорвались в зоне посадки. Один вертолет был поврежден. Пилоты выдернули свои машины обратно в воздух и отвернули, молотя винтами. Взвод потащился дальше. Еще два вертолета прибыли и зависнув над травой, задрали носы, пока экипажи сбрасывали припасы с задних пандусов. Это была война эры штурмовых винтовок; плотность огня НВА была достаточно интенсивной, что бы роте потребовалась тяжелая огневая поддержка. После того, как вертолеты ушли, рота «Отель» была поддержана минометами, артиллерией и авиаударом, который запросил Элрод. Взрывы вспыхнули в деревне и подняли в воздух обломки. Ап Си Куан замолчала. Солдаты НВА ускользнули.

Рота «Отель» осталась на месте. Она понесла потери. Пять морпехов погибли, тридцать получили ранения. Рядовой первого класса Николсон выжил. Он встал на ноги, но оставил свою заклинившую винтовку в грязи. Он прибыл во Вьетнам месяцем раньше. До этого дня он никогда не имел дела с такими винтовками. В Соединенных Штатах Корпус морской пехоты обучал его с М-14. В предыдущей перестрелке его М-16 тоже заклинила – после первого же выстрела. Он участвовал в двух перестрелках с солдатами НВА с автоматами и ему удалось выстрелить только три раза. Что толку в винтовке, которая не работает? Николсон был на войне новичком. Но дураком он не был. Он понимал, что это неправильно. Винтовка, которая отказывает в бою, была более чем бесполезна. Это было отвратительно. Он был настолько озабочен этим, что предпочел от нее избавиться. По прибытии во Вьетнам и до назначения в батальон, Николсон купил револьвер .38 калибра у солдата, который возвращался домой. Он бы носил его до тех пор, пока Корпус морской пехоты не выдаст ему винтовку, которой он может доверять. Офицер приказал ему забрать М-16. Николсон был настроен скептически.
«Да пошел ты…» сказал он.

4) В то время, когда вертолеты вернули их на «Триполи» 26 июля, настроение в роте «Отель» было мрачным. Исполняющий обязанности старшего офицера роты лейтенант Червеняк, опросил каждый взвод в Ап Си Куан и узнал, что в ходе боя заклинило сорок винтовок. Сорок винтовок. Примерно четверть роты была под обстрелом и не могла дать отпор. Офицеры в других ротах второго батальона третьего полка морской пехоты, рассказали ему о похожих проблемах во время собственных перестрелок в ходе операции «Беар чайн».

5) После пополнения в мае, второй батальон третьего полка морской пехоты отправился на корабли и снова отплыл во Вьетнам. В пути офицеры организовали собственные испытания. Рядовые морпехи чистили свои винтовки постоянно в течении нескольких дней. Командиры огневых секций и отделений осмотрели каждую винтовку. На полетной палубе, взводные сержанты и командиры взводов проверили винтовки снова. Каждая была вычищена как на парад. Затем командир роты и командир батальона или исполняющий обязанности старшего офицера в батальоне повторили проверку. И наконец, морпехам разрешили открыть огонь с борта корабля. Более 40 процентов винтовок заклинили.

6) Тем летом, когда пехотинцы второго батальона третьего полка морской пехоты вернулись в заросли, уже немногих из них несли М-16. Они игнорировали политику и испробовали всевозможные схемы добывания М-14, либо чего-нибудь еще. Рядовой первого класса Николсон продолжал таскать свой гранатомет и револьвер .38 калибра. Немногие хотел М-16; ходила шутка, что на самом деле винтовки делал не Кольт а компания «Маттел», производитель пластмассовых игрушек. Для тех, кто не смог найти оружие на замену, проблемы остались. Рядовой первого класса Томас К. Томаровски, радист в роте «Отель», был в перестрелке и его М-16 замолчала, оставив ему для боя только его ум. Раненый северо-вьетнамский солдат сдался ему в плен. Томаровски направил свою заклинившую винтовку на пленника и сделал вид, что все в порядке, надеясь, что парень не передумает. В роте «Фокстрот» второй лейтенант Чарльз Вудард, командир взвода, ходил на задания с АК-47, сделав свой собственный вывод об относительной эффективности винтовок, которые можно было достать во Вьетнаме, независимо от того, что говорили генералы.

Date: 2018-02-03 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] zeke-hi.livejournal.com
сейчас придет Товарищ Максим и скажет что это все из-за того что у ДжиАй руки из жопы)
Edited Date: 2018-02-03 01:33 pm (UTC)

Пожав плечами:

Date: 2018-02-03 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Я не Максим. Но проблемы на них по вполне понятным причинам и на поздних M16A1 их почти убрали, остались задержки по вине магазина. Которые до сих пор остались потому что армия США так и не приняли на вооружение нормальный магазин вместо имеющегося алюминиевого говна.

Re: Пожав плечами:

Date: 2018-02-03 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] zeke-hi.livejournal.com
Дык я с вами соглашусь, но производитель конечно здорово загадил репутацию поторопившись с выпуском, а военные(насколько я помню) используя не тот тип пороха.

Кивает:

Date: 2018-02-03 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Это да.
(deleted comment)

Re: Пожав плечами:

Date: 2018-02-03 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] zeke-hi.livejournal.com
окак, спасибо, эту версию я еще не слышал

Date: 2018-02-03 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
(с интересом)
- А можно более подробно осветить эту дивную историю? Пожалуйста!
(deleted comment)

Date: 2018-02-03 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Чиверс упирает на отсутствие хромирования и коррозию патронника, как на одну из причин.
Сдается мне, как все журналисты, он несколько, так скажем, увлекается.
Спасибо за подсказку, где поискать. Но за "Черную винтовку", я боюсь, возьмусь не скоро, хотя начинать, по хорошему, надо как раз с нее.

Хихикнув:

Date: 2018-02-03 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Ну там магазин наверняка очень часто был причиной. Он делался одноразовым. Солдаты вроде как должны были получать патроны уже снаряжёнными в магазины, как у M1 Garand патроны выдавались уже в пачках. Солдат отстреливал магазин, выбрасывал из винтовки, вставлял новый. Пустые магазины никто не собирался использовать ещё раз. Отсюда и его конструкция. Его тупо не разобрать для чистки, вернее что бы разобрать нужно отгибать дно. =D
Губки там из алюминия, гнутся на раз. Причём самое отвратительное в них- уронил, вот вроде ничего не случилось, а всё, потом регулярно пара задержек на магазин вот хоть ты тресни. Но других магазинах задержек нет.
А ещё там подаватель был очень неудачный. Он мог заклинить в магазине от небольшого удара. Вот тут показано наглядно-



Более того, если магазин засранный (а их особо и не чистили) то там подаватель может подклинивать и без удара.
А ещё он по геометрии малость слишком сильно люфтит в шахте. Например магазины MAGPUL в шахте люфтят меньше, а в FN SCAR (который пилился под геометрию стандартных магазинов) PMAG лезет очень туго. =D

То есть родной алюминиевый магазин это редкостное говно, которое очень сильно подпортила AR'ам репутацию.
Причём я не могу понять, почему они до сих пор не решили проблему. Например H&K в 80ых проводила по собственной инициативе испытания и анализ причин задержек на M16A2 и M4. Пришли к выводу, что большая часть задержек по вине магазина и предложили американцам запилить нормальный стальной магазин к AR'ке. Но американцам это было не интересно.
(deleted comment)

Махнув рукой:

Date: 2018-02-04 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Да хотя бы нормальный подаватель сделали бы и сталь вместо алюминия и то хлеб.

Почёсывая затылок:

Date: 2018-02-03 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Кстати с M14 были тоже весёлые проблемы потому что там малость накосячили при производстве. Где то дома была ссылка на любопытную статью.

Что до M16 там было и остаётся очень печально по части магазинов...
(deleted comment)

Кивает:

Date: 2018-02-03 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Не удивительно. М14 открытая конструкция...
(deleted comment)

Разводить руками:

Date: 2018-02-03 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
PMAG'и очень неплохие. Но живут 2000- 5000 выстрелов потом в районе губок появляются трещины. Правда они и с трещинами продолжают некоторое время работать. И при их низкой цене в принципе не жалко. Но не самые прочные магазины. У меня полная 30ка разлетелась при падении на бетон. :-(
(deleted comment)

Re: Разводить руками:

Date: 2018-02-03 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] po6om.livejournal.com
Это что, боевые упоры так ушатываются этим патроном?!О_О

Подумав:

Date: 2018-02-03 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Это так на 416ой. На M4 подольше затворы живут и после этого в принципе смена затвора и ствола и вперёд.
Хотя на новых алюминиевых магазинах с изменённым углом подачи M855A1 при подачи утыкается пулей в рампу ловера и вспарывает её. =)
Не умеют американцы делать нормальные магазины. =D

А так в принципе да MAGPUL ничё так. Он довольно надёжен, усилить бы ему ещё губки стальными вставками и донце резинкой... Но мне всё же Lancer больше нравится-



надо бы с десяток 30ок прикупить к моему SIG M400.
(deleted comment)

Кивает:

Date: 2018-02-04 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Ну так учитывая их копеечную стоимость, то да, не страшно.

улыбаясь

Date: 2018-02-04 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-aug.livejournal.com
зато если вспомнить как делались магазины к АК и какими надежными в итоге они получились)))...

Кивает:

Date: 2018-02-04 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Как делали, я признаться не в курсе. Но магазины к АК классные, факт.

Мне вот интересно...

Date: 2018-02-03 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kris-reid.livejournal.com
..почему они вообще тупо не выдали М3 или еще какой ПП, хотя в джунглях дистанция боя даже не ПП-шная, а плевательная...

Подумав:

Date: 2018-02-03 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Так наигрались в Корее. Боекомплект к M3 весит прилично...
Вот почему они массово XM177E2 не использовали- вот это для меня и правда загадка.

RE: Подумав:

Date: 2018-02-04 02:01 am (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Потому что имел место быть горный рельеф и требование от US Army стрелять на 500 метров. Потому что урезанный ствол давал еще большую скорострельность и количество задержек при стрельбе. Потому что патрон был оптимизирован под длинный ствол и с коротким стволом давал мощный форс пламени, слепящий стрелка в условиях ночного боя.
В общем много было почему.
М4 доводили два года, если память не подводит.

Почёсывая затылок:

Date: 2018-02-04 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Я слышал про эти жалобы. Но у меня они вызывают некоторое сомнение.
Например я сомневаюсь, что на дистанцию 500м из M16A1 без оптического прицела солдаты реально смогут поражать противника. То есть некоторые смогут, но очень немногие.
Кроме того темп стрельбы вырастал не из-за короткого ствола, а из-за развитого пламягаса- он повышал давление в стволе.
Если бы тупо сделали стол длиннее получился бы просто M4-

M16A1 общая длина- 986мм длина стола- 508мм
XM-177E1 общая длина- 762мм длина стола- 292мм
M4 общая длина- 838мм длина стола- 370мм

То есть там ствол был довольно короткий, но пламягас значительно увеличивал длину. То есть казалось бы- чуть чуть удлинить стол, изменить шаг нарезов и готово...

RE: Почёсывая затылок:

Date: 2018-02-04 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Речь не о том, могли солдаты попасть или нет (не могли, как правило). Речь о том, что генералитет Армии выдвинул требование - 500 метров, пробитие штатной стальной каски. Для того, что бы мысль о том, что длинная винтовка 90% солдат современной армии просто не нужна, дошла до реализации в металле, потребовалось сменить поколение офицеров времен Второй мировой и Кореи на командных должностях. И то, замена прошла не сразу и не везде.
При испытаниях первых вариантов карабинов М4, сейчас не вспомню заводской индекс, испытатели выкатили список замечаний, в частности - резкое возрастание скорострельности и выходы из строя буфера возвратной пружины.

Рассудительно:

Date: 2018-02-04 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Так я собственно о том же. Не понятно, о чём эти генералы думали, ведь в джунглях карабин был бы само то.
(deleted comment)

Тоскливо:

Date: 2018-02-04 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Ну да, они думали о прицельной стрельбе одиночными на 1000 ярдов... =(
(deleted comment)

Задумчиво:

Date: 2018-02-04 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Регулируемый газблок на прямой газоотвод в принципе тоже не проблема-





Тут правда он для ПБС, но тем не менее.

Re: Задумчиво:

Date: 2018-02-04 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-aug.livejournal.com
как-то сложно, особенно для матушки-пехоты.

Махнув рукой:

Date: 2018-02-04 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Ой, да ладно. На куче автоматов и пулемётов газовый регулятор стоит и ничего.

RE: Махнув рукой:

Date: 2018-02-05 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
И регулируемый газоотвод не проблема. И нормально подающие магазины не проблема. И полный цикл испытаний при приемке на вооружение - совсем не проблема. И даже выходной контроль военной приемкой совершенно не проблема. Хотя в итоге мы получим не М-16 а вовсе даже какой-нибудь штурмгевер от швейцарских гномов.
Проблем было ровно две:
1. Время;
2. Деньги (назовем так условно ресурсы);
Все.

Кивает:

Date: 2018-02-05 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Соглашусь.

Date: 2018-02-03 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Где-то у меня в загашниках живет комикс на тему чистки М-16. С элементами пин-ап для оживляжу :)
Надо наверное выложить.
Джи-Ай конечно, те еще разгильдяи. Но не морская пехота - это тоталитарная секта, помешанная на поклонении винтовке и стрельбе из нее на длинные дистанции.

Добродушно:

Date: 2018-02-03 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Комикс известный. После того как вдруг неожиданно выяснилось, что М16 нуждается в чистке (ну кто бы мог подумать!) его стали выдавать солдатам. Забавно, что на бровнеловских ретро репликах этот комикс тоже идет в комплекте. :-D

Date: 2018-02-03 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
(мрачно)
- Данналлар переводит плохо и с большим количеством опечаток, которых не видит, потому что переводит после работы с чугунной головой. Замеченные очепятки будут изловлены и исправлены (но возможно, не сразу).

Date: 2018-02-04 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] rider-on-storm.livejournal.com
К черту опечатки, на самом деле. Они не мешают воспринимать текст. Мешают обороты, написанные под кальку с английского. Попробуйте вместо перечитывания текста подряд при проверке сначала прочесть предложение, а потом посмотреть в сторону от монитора и попытаться его повторить. Должно возникнуть ощущение "блядь, что это я сейчас сказал такое" :)

Ну и непонятно, почему "ходила шутка, что на самом деле винтовки делал не Кольт а компания «Маттел»", если это вообще ни разу не шутка.

Edited Date: 2018-02-04 11:51 pm (UTC)

Date: 2018-02-05 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
О, спасибо. Тогда фраза должна звучать так: "Лишь некоторые оставили свои М-16; словно в насмешку, они были сделаны не "Кольтом", а компанией "Мателл", в основном производящей пластмассовые игрушки".
Кальки с английского - это зло, я стараюсь при переводе их избегать. Но зачастую приходится перестраивать фразу полностью, а на данном этапе я лишь пытаюсь перевести (в первую очередь для себя) текст, по возможности близко к оригиналу. Вторым этапом вычитка и редактура.
Чиверс, к сожалению, очень любит витиеватые обороты.

Date: 2018-02-06 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] rider-on-storm.livejournal.com
Если интересно, могу взять что-нибудь на редактуру. У меня зима традиционно пустой сезон.

Date: 2018-02-06 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
http://samlib.ru/editors/k/klimkow_o_g/ed_macy_apache.shtml - тут более-менее вычитано, но если найдете время взглянуть - буду очень признателен.

Date: 2018-02-07 02:42 am (UTC)
From: [identity profile] rider-on-storm.livejournal.com
Окей, если не упадёт срочной работы, завтра займусь. Исходник в цифре есть?

Date: 2018-02-07 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Был на Royallib.com

Profile

mr_aug: (Default)
mr_aug

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 03:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios